Страница истории

Протоиерей Александр (Парусников)

Житие священномученика Александра (Парусникова) 24.11.1891 г. — 16.11.1937 г.

Parusnikov

Дни памяти:

1-я суббота октября (н.с.) Собор новомучеников Бронницких

3 (16) ноября

Александр Николаевич Парусников родился 24 ноября 1891 г. в селе Алешино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника – Николая Васильевича Парусникова. Это была православная семья, и неудивительно, что Александр Парусников избрал именно священническое служение. Перед ним был пример его отца, дяди – священника Иоанна Парусникова и старшего брата Николая, который учился в Вифанской духовной семинарии. Александр закончил Рижское духовное училище и в августе 1907 г. также поступил в Вифанскую семинарию. Успешно окончив ее в 1913 г., 8 мая он был посвящен в стихарь и вскоре рукоположен во диакона и во священника.

Незадолго до этого Александр Николаевич женился. Его супруга – Александра Ивановна (1893 г.р.), урожденная Муравьева, была родом из города Дмитрова, тоже из семьи священника. Ее отец – протоиерей Иоанн Муравьев, состоял инспектором Закона Божиего школ уезда, и был известен своей благотворительностью. Он часто устраивал детские праздники, содержал стол для бедных, и паства его очень любила. Он умер на Рождество после Литургии, хоронить его собрался весь город. Оба брата Александры Ивановны тоже были служителями Церкви, один из них – в сане священника, другой – псаломщика. В Дмитрове Александра Ивановна окончила гимназию. Трудно было найти лучшую спутницу жизни, с детства впитавшую христианские идеалы милосердия и самоотверженного служения.

В 1914 г. отец Александр Парусников был назначен настоятелем Ильинского храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. Молодая семья переехала на новое место, где им предстояло жить в ближайшие 10 лет. В те годы матушка – Александра Ивановна – работала учителем в сельской школе. Здесь у них родились первые трое детей: Нина в 1916 г., Вера в 1920 г. и Лидия в 1923 г. Растить детей помогала няня Прасковья. После революции Парусниковы не смогли ей платить жалование, но она, привязавшись к этим добрым людям, сказала лишь: ”И не надо, только не гоните”, и на много лет осталась в семье.

Отец Александр много служил, окормлял многочисленную паству, однако революция 1917 г. резко оборвала мирное течение жизни этого прихода. Войну, голод, произвол властей вполне испытала на себе и семья Парусниковых. Так, в 1918 – 21 гг. отца Александра периодически привлекали к тыловым работам, а в начале 1920-ых гг. его и матушку лишили избирательных прав.

В 1924 г. отец Александр был назначен настоятелем Знаменского (с приделом в честь свв. мчч. Косьмы и Дамиана) храма в селе Кузьминское Михневского района Московской области. Через какое-то время поближе к сыну из села Алешино перебрались и родители отца Александра (отец Николай Парусников до самой смерти служил в храме села Хонятино Глебовской волости Коломенского уезда, и вместе с женою был похоронен около Знаменского храма села Кузьминское).

В Кузьминском у отца Александра и матушки родились еще трое детей – в 1927 г. — Лариса, в 1929 г. – Сергей, в 1933 г. — Николай. Таким образом, всего в семье Парусниковых было шесть детей.

Будучи настоятелем Знаменского храма, отец Александр получил сан протоиерея и стал благочинным Михневского района. Духовный рост отца Александра по-своему отметили и власти: в декабре 1929 г. его по обвинению в проведении контрреволюционной деятельности арестовал Серпуховской окружной отдел ОГПУ, и держал под стражей в течении месяца. 20 января 1930 г. народный суд Михневского района приговорил отца Александра к предупреждению.

В это время в стране развернулось колхозное строительство. Хотя семья Парусниковых и была раскулачена (их лишили земли, лошади и некоторого сельскохозяйственного инвентаря), но на многочисленные вопросы прихожан, идти ли им в колхоз, отец Александр отвечал, что “жить и работать надо при любой власти”, и благословлял вступать в колхоз.

В 1934 году многодетную семью Парусниковых выселили из их дома, который к этому времени уже принадлежал колхозу. Сначала их “уплотнили” на кухню, а в остальной части дома устроили колхозный клуб, а потом и совсем выбросили на улицу. В этот тяжелый момент Парусниковых приютила прихожанка храма Демидова Наталья Николаевна. Они прожили у нее зиму, потом продали корову и на вырученные деньги построили деревянный дом. Большой семье было очень трудно прокормиться без коровы, чтобы прожить купили теленка и вырастили его.

Служение отца Александра в 1930-ые гг. можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира (единственный псаломщик – Протопопов Александр Васильевич — не вынес всех этих трудностей и подался в сапожники), отец Александр Парусников регулярно совершал богослужение. Часто ему приходилось служить одному в пустом храме. В 1930-х гг. храм грабили, украли серебряные сосуды. После этого случая отец Александр стал забирать сосуды домой. Наступление на храм продолжалось, и уже незадолго до закрытия, примерно в 1935-36 гг., с него были сброшены колокола.

Отец Александр как благочинный много ездил по селам района. В те годы большинство храмов были закрыты, и он духовно окормлял эти приходы. Так, в 1930 г. был арестован его близкий друг, протоиерей Павел Смирнов, настоятель храма в селе Ильинское, и отец Александр стал регулярно служить и там. Как позднее отметил в характеристике Парусникова председатель сельсовета Муравьев: «Парусников работает священником селения Кузьминское – Ильинское, обслуживает весь Барыбинский район».

Волна репрессий 1937-38 гг. не могла обойти стороной такого ревностного пастыря, как отец Александр. Однако перед арестом органы безопасности решили склонить его к сотрудничеству. За две недели до ареста отца Александра забрали в НКВД и предложили стать осведомителем. Он решительно отказался, хотя прекрасно осознавал, к каким это приведет последствиям. Когда сотрудники НКВД пришли с ордером на арест, отца Александра дома не оказалось – он поехал прощаться с сестрами, поэтому арестовали его утром на следующий день — 30 октября 1937 г., в праздник свв. мчч. Косьмы и Дамиана. Отца Александра обвиняли в контрреволюционной деятельности (ст.58 п.10 УК) и до расстрела держали в Каширской тюрьме.

На допросах 30, 31 октября и 13 ноября следователи пытались добиться от него признания в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Стойко и мужественно держась на допросах и никого не выдав, отец Александр не признал себя виновным ни в одном из пунктов обвинения: “…я говорил только о том, что надо молиться Богу и быть честным тружеником”. Постановлением судебной тройки при управлении НКВД СССР по Московской области от 14 ноября 1937 г. протоиерей Александр Парусников был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 16 ноября 1937 г. Место его захоронения неизвестно.

Как и во времена первых гонений на Церковь, безбожные власти принуждали священномученика Александра отречься от Христа и предать своих братьев, но он остался тверд в вере и своим подвигом стяжал нетленный венец. Память священномученика Александра совершается в день его мученической кончины 3/16 ноября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайшее воскресение после 25 января).

Семье Парусниковых о судьбе отца Александра тогда не сообщили, а в 1940 году им выдали свидетельство о том, что он умер в заключении от воспаления легких. Александра Ивановна Парусникова 23 января 1956 года обратилась в военную прокуратуру с просьбой пересмотреть дело ее мужа. 25 февраля 1964 года Александр Николаевич Парусников был реабилитирован.

Источники:

  • ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.70327
  • ЦИАМ, ф.427, оп.1, д.4148
  • Воспоминания Ларисы Александровны Парусниковой
  • ЦГАМО, ф.66, оп.11, д.220
  • ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.116
  • ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.146
  • ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.189
  • РГИА, ф.831, д.237
  • ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.П-18808
  • Справка о реабилитации от 22.02.64

 

Протоирей Георгий Сергеевич Воздвиженский

Г Воздвиженский

1874-1954

 В начале ХХ века Русская Православная Церковь и ее верные чада подверглись жестоким гонениям, захватившими власть в стране воинствующими безбожниками. Сонм Новомученников и Исповедников Российских ныне причислен к Лику Святых. В их числе и священники, прошедшие через страшные муки, пытки и лишения в лагерях ГУЛАГа, ссылках в невыносимых условиях и отдавших свои жизни за верность Христу. Однако на уцелевших островках Благодати продолжались     Богослужение и церковная жизнь. Невидимый подвиг совершали  священники испытавшие на себе всю ненависть и презрение Советской власти. Среди этих достойных уважения страдальцев был протоирей Георгий Сергеевич Воздвиженский. Его светлой памяти и посвящаются эти заметки, собранные его родственниками, но из скромности пожелавшими остаться неизвестными.

                                                                                                                                               «-память их в род и род…»

 Старинное село Деулино расположено недалеко от Сергиева Посада и в начале XVII века стало известно по всей России и Европе благодаря тому, что

 1 декабря 1618 года московское посольство во главе с боярином В. Б. Шереметьевым заключило перемирие с Польшей, завершившем 14-летний период польской интервенции на Русской земле, в результате Смутное время осталось позади.

   Троице-Сергиев монастырь отметил это событие не только торжественными молебнами, но и постройкой в Деулино храма. По повелению царя Михаила Федоровича, с благословения наместника Лавры архимандрита Дионисия и усердием Авраамия Палицина,  по данному им обещанию преподобному Сергию строится храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского.

      По окончании строительства, на годовщину заключения мира храм был освещен 1декабря 1619 года. Он был выстроен из соснового лес имел шатровое завершение, с трапезной и колокольней.         

К сожалению, храм простоявший 250 лет сгорел. 

     В 1853 году новая каменная теплая церковь была построена во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного Его Образа, без колокольни с одним престолом.

И первым настоятелем этой церкви был назначен священник Михаил Воздвиженский. У отца Михаила было два сына: Иоанн и Сергий, который родился в 1844 году. Оба сына окончили семинарию.  Отец Михаил прослужил в этой церкви до 8 мая 1883 года (овдовел).

   В 1875 году усердием о. Михаила и прихожан в селе Деулино была выстроена каменная колокольня, на которой было 6 малых колоколов , да еще колокола в рост человека.

   В 1883 году о. Михаил овдовел и передал церковь своему сыну Сергию. В возрасте 48-ми лет о. Сергий овдовел  и был переведен в  Покровский храм при Московской духовной Академии.

   Иоанн Михайлович Воздвиженский (старший брат Сергия Михайловича) служил псаломщиком Никольской церкви у Москворецкого моста и был рукоположен в диакона 23 декабря 1884 года.

  Затем он служил пресвитером Московского Большого Успенского собора и 19 сентября 1917 года  о. Иоанн был награжден палицею. 

   Сын Сергея Михайловича Воздвиженского, Георгий родился 4 июня 1874 года, воспитывался в  вере и благочестии, и усвоив семейную традицию священства, в 1890-м году поступил в семинарию.

Церковь заботилась о своих малоимущих воспитанниках, так на 1893 -1894 учебный год Георгию Воздвиженскому было назначено пособие 60 рублей. После четвертого класса Московской духовной семинарии Георгий перешел в пятый класс Вифанской духовной семинарии.   

       В 1897  году женился на выпускнице Московского Филаретовского  духовного Епархиального училища девице Лебедевой Варваре Михайловне 1879 года рождения. Варвара поступила в Мариинское духовное женское Епархиальное училище, а закончила  в 1897 году Московское Филаретовское женское Епархиальное училище. Варвара Михайловна была дочерью священника Успенской церкви села Вышгород, Верейского уезда.

  В апреле 1898-го года Георгий окончил семинарию и был назначен священником Успенской церкви села Вышгорода, Верейского уезда Московской губернии. Георгию Сергеевичу в это время было уже полных  23 года. 

       Постановление №25 от 1896 года: « Из переводного списка Московского Филаретовского Епархиального училища, составленного 30 апреля 1896 года из пятого класса в шестой  класс, с экзаменом по сочинению, переводится Лебедева

Варвара 2-я; окончила шесть классов Лебедева Варвара 1-я. В 1877 году Варвара 2-я окончила шестой класс Московского Филаретовского женского Епархиального училища.

  Помимо настоятельства отец Георгий был утвержден 11 сентября 1900 года в должности законоучителя Благовещенского начального духовного училища.

 

P1000510

       Отец Георгий был назначен настоятелем Смоленской церкви села Кривцы 13 сентября 1908 года «Перемещен на вакансию священника к церкви села Кривцы, Бронницкого уезда, а затем — в Никитский храм села Софьино, где прослужил до 1929 года, вплоть до закрытия храма большевиками.

  Отец Георгий был подвергнут гонениям и аресту вместе с другими священниками по сфабрикованному делу  «Тридцати трех Бронницкого уезда» — Дело №19 «О церковниках» в 1929 году.

       Из дела 33-х было выделено выделено отдельное следствие нескольких священников, по которому проходили:

— Настоятель соборного храма Архангела Михаила в Бронницах протоиерей Успенский Иван Георгиевич;

— Бывший настоятель соборного храма Архангела Михаила в Бронницах  протоиерей Кедров Александр Павлович;

— Настоятель церкви Покрова Богородицы  в селе Пехра-Покровское Балашихинского уезда священник Воздвиженский Михаил Дмитриевич (1865 года рождения. В церкви Покрова Богородицы служил с 1923 по 1929 го);

— Настоятель Знаменской церкви в селе Зубово (Пречистинки) протоиерей Иоанн Добров;

— Настоятель Никитской церкви в селе Софьино  Раменского уезда Георгий Воздвиженский и другие.

      В этом же году отец Георгий был осужден за «антисоветскую деятельность» и сослан на Север,  в Кандалакшу, где работал бухгалтером.

       После освобождения,  в 1935 году отец Георгий вернулся к священнослужению и был назначен настоятелем церкви в селе Шоша, после затопления которого (Московское море) переведен настоятелем церкви в поселок Орша (ныне Тверская область). Из Орши он назначается  настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Городне-на-Волге и благочинным уезда, т. е. под его руководством находилось еще несколько церковных приходов, где пользовался большим уважением у прихожан. У о. Георгия и Варвары Михайловны было 12 человек детей, но в живых остались только шесть — три мальчика и три девочки:  Евгений (1899 года рождения); Мария (1900 года рождения); Александра (1902 года рождения); Михаил (1904 года рождения); Николай (1907 года рождения) и Юлия (1909 года рождения).

       Старшие (Евгений, Мария и Александра) учились в духовных училищах.

       Отец Георгий прожил жизнь многотрудную, полную испытаний и искушений в противостоянии атеизму и безверию, однако в полной мере сохранил священное достоинство, веру и бесконечную любовь к людям. В 1954 году батюшка с миром почил о Господе, погребен в Москве, на Калитниковском кладбище.

«- душа его во благих водворится…»